Грудничковое плавание как средство физического развития детей до 1 года
Очень важным для родителей и специалистов в области педиатрии является здоровье ребенка. Одним из доступных и естественных средств физического развития малышей до 1 года является гидрокинезотерапия (грудничковое плавание), которая проводится в домашней ванне. Гидрокинезотерапия — физические упражнения в воде характеризуется позитивным сочетанием релаксации, кинезотерапии и аквамассажа. Эффект от плавания и упражнений в воде обусловлен воздействием физических свойств воды и движения.
Вот некоторые физические свойства воды, имеющие значение при занятиях в условиях домашней ванны:
- · Плотность воды превышает плотность воздуха более чем в 800 раз и является основной причиной сопротивления движению тела ребенка в воде. Перемещение в плотной среде обеспечивают ребенка пропреоцептивными ощущениями и как следствие, сенсорно насыщают ребенка. Данный факт важно учитывать, как при дозировке отдельного упражнения, так и при общем времени занятий с ребенком в ванне.
- Теплопроводность и теплоемкость воды во много раз превышает теплоемкость и теплопроводность воздуха. Это активизируют биохимические процессы организма, связанные с выделением тепла, которые еще больше усиливаются благодаря мышечной деятельности. При одной и той же температуре воздуха и воды организм теряет в воде почти в 30 раз больше тепла. По этой причине вода является мощным средством закаливания. Очень важно при закаливании малыша подобрать индивидуальную температуру для занятий, которая зависит от веса ребенка, скорости адаптации, состояния мышечного тонуса, этапа занятия плаванием, а также, индивидуальных предпочтений ребенка.
- Плавучесть тела — это состояние тела в воде, на которое, согласно закону Архимеда, действует выталкивающая сила, равная массе вытесненной жидкости. Ребенок при погружении в воду теряет в массе столько, сколько весит вытесненная им вода, что снижает нагрузку на опорно-двигательный аппарат. Данный факт имеет значение при ортопедических проблемах, так как осевая нагрузка на опорно-двигательный аппарат в воде незначительная.
- Сопротивление воды при плавании, а конкретно сопротивление формы тела пропорционально квадрату скорости движения в воде на поперечное сечение тела. Даже при небольшом увеличении скорости тела при проводке ребенка в вертикальном или полувертикальном положении значительно увеличивается сопротивление воды, что заставляет прилагать максимум усилий, и вызывает утомление. Понимание этого позволяет варьировать нагрузку на ребенка, исходя из задач и этапа занятия.
Гидрокинезотерапия (грудничковое плавание) может быть рекомендована при:
- Задержке и отставании в психомоторном развитии различного происхождения.
- При синдроме повышенной возбудимости и мышечной гипертонии.
- При синдроме угнетения ЦНС и мышечной гипотонии.
- При снижении и отсутствии безусловных рефлексов.
- При синдроме повышенного внутричерепного давления (без упражнения на погружение).
- Как метод закаливания организма ребенка.
- Как средство, способствующее формированию тазобедренных суставов.
Противопоказаниями к грудничковому плаванию, являются:
- Заболевания кожи.
- ОРЗ, вирусные и другие инфекции в активной фазе.
- Судороги.
- Нарастание внутричерепной гипертензии.
Общими принципами при проведении занятий грудничковым плаванием являются:
- Учет индивидуальных особенностей ребенка (возраст, вес, неврологический статус, реакцию на занятие). Перед началом закаливаний грудничковым плаванием и закаливанием лучше проконсультироваться с врачом.
- Необходимо соблюдать принцип постепенности, который заключатся в постепенном наращивании нагрузки и внесения новых упражнений, а также постепенном снижении температуры воды.
- Медленный темп занятия и плавность при изменении исходных положений малыша.
- Систематичность проведения занятий (не менее
4-х раз в неделю). - Занятие проводиться тогда, когда ребенок сыт и не хочет спать.
- Работать с ребенком нужно в спокойном, уверенном состоянии, так как ребенок чувствует страх и настроение взрослого. Важно не вызвать у малыша переутомление и недоверие к воде.
Исходя из выше сказанного, обращаем Ваше внимание, что в занятиях грудничковым плаванием недопустимо дилетантство, так как дозировка, направленность упражнений, температурный режим, статус центральной нервной системы очень индивидуальны для каждого ребенка и требуют консультации и сопровождения специалиста в данной области.
Помимо решения профилактических и реабилитационных задач, тесное общение с ребенком посредством воды открывает перед ним «водный» мир и способствуем лучшему пониманию родителями своего ребенка. В результате чего ярче и насыщеннее проявляется материнство и отцовство, более мягко проходят возрастные кризисы малыша, устанавливается доверительное отношение ребенка и родителей.
На более конкретные и индивидуальные вопросы мы готовы ответить при обращении в Педиатрический центр.
Здоровья Вам и Вашим детям!
