Особенности ступенчатой системы контроля за санитарно — эпидемиологическим режимом в «Роддоме на Фурштатской»

Основной документ, которым следует руководствоваться — это ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Санитарно-эпидемиологический режим в РДФ организуется в соответствии с требованиями, которые изложены в СанПиН № 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 года № 58.

На основании СанПиН разработаны приказы и планы по санэпидрежиму, которые обеспечивают инфекционную безопасность пациентов и персонала в РДФ.

Для обеззараживания и очистки воздуха в РД используются новейшие технологии, позволяющие на молекулярном уровне инактивировать микроорганизмы даже в присутствии новорожденных. С этой целью установлены фотокаталитические обеззараживатели воздуха и облучатели-рециркуляторы.

В операционных установлены потолочные фильтраторы приточного воздуха FFА для операционных, производства Германии. Отфильтрованный чистый воздух подаётся сверху в операционное помещение и создаёт защитную зону (операционный стол, стол для инструмента и рабочая зона для оперирующего персонала, одетого в стерильную одежду). Благодаря горизонтальному расположению фильтров тонкой очистки достигается равномерное распределение воздуха.

В работе используется одноразовый, стерильный инструментарий от шпателя для осмотра зева и кружки Эсмарха (клизмы) до различных видов хирургического инструментария и материала.

Отдельные виды хирургического инструментария проходят последовательно все необходимые этапы обработки:

  • дезинфекция и предстерилизационная очистка в моечно-дезинфекционном аппарате фирмы Miеle. Данный аппарат позволяет проводить весь цикл обработки медицинских инструментов в закрытой системе с применением тепловой обработки при температуре до 93 °C в течение 10 минут. Также имеется программа дезинфекции Desin Vario TD с бережными режимами очистки хирургических инструментов, эффективно удаляющую белковые загрязнения. Сушка инструментов осуществляется после завершения программы мойки — системой сушки горячим воздухом продолжительностью до 99 минут. На сегодняшний день технология Vario TD является стандартной программой для повседневной мойки и дезинфекции инструментов с качественным удалением загрязнений с содержанием протеинов (кровь, секрет) без особого уровня сложности.
  • стерилизация происходит в автоклавах форвакуумного типа.

Наборы на роды, операционные наборы стерилизуются в автоклавной в паровых стерилизаторах. Сроки стерильности соблюдаются. Контроль параметров режима стерилизации осуществляется с помощью химических термоиндикаторов, закладываемых в каждую упаковку. Учет контроля работы стерилизаторов ведется в журнале по установленной форме.

Упаковочный материал (пакеты) имеются в достаточном количесстве, используются однократно.

Контроль качества предстерилизационной очистки проводится ежедневно, путем постановки азопирамовых проб. Результаты фиксируются в журнале, положительных проб не зафиксировано.

Хранение простерилизованных в упакованном виде изделий, осуществляют на стеллажах, исключающих вторичную контаминацию. Сроки хранения указывают на упаковке и определяются видом упаковочного материала, согласно инструкции по применению

Текущая уборка операционных проводится после каждой операции, родильных залов после каждых родов. Для дезинфекции небольших по площади и труднодоступных поверхностей используются готовые спиртовые дезинфектанты с распылителями и готовые спиртсодержащие салфетки. Средства для уборки и дезинфекции помещений имеются в достаточном количестве. Уборочный инвентарь хранится упорядочено. Ежедневная текущая уборка во всех подразделениях проводится с внедрением современных клининговых технологий — системы профессиональной уборки Antares High System, позволяющей обеспечить качественную уборку и исключить перенос микробного агента из одного помещения в другое. Основными принципами системы являются:

  • предварительная подготовка инвентаря на основе метода импрегнации — инвентарь заранее пропитывается рабочим раствором до необходимого уровня увлажнённости.
  • раздельное использование инвентаря — для каждого помещения используются чистые, заранее пропитанные рабочим раствором мопы и салфетки, которые после применения подлежат дезинфекции и стирке.
  • сигнальная цветовая маркировка — цветовое кодирование инвентаря с учетом функционального назначения помещений и видов уборочных работ.

В санитарных комнатах установлено дозирующее оборудование, предназначенное для приготовления моющих растворов заданной концентрации. Использование такого оборудования позволяет исключить ошибки при приготовлении рабочих растворов, сократить время приготовления, избежать использования высоких концентраций моющих средств, сократить излишние финансовые затраты, а также исключить возможность приготовления заниженных концентраций рабочих растворов, что может негативно сказаться на санитарной безопасности.

Генеральная уборка родильных залов, палаты РИТн, ПИТ, операционных, смотровых, процедурных производится 1 раз в неделю, остальных помещений — 1 раз в месяц согласно графику. После выписки пациентов проводится уборка палат по типу заключительной дезинфекции. Алгоритмы проведения текущей и генеральной уборок утверждены.

Генеральная уборка проводится с помощью аппаратных методов дезинфекции путем аэрозольной обработки. При этом происходит одновременная обработка воздуха и всех поверхностей в помещении;
при этом частицы 1-5 мкм проникают вглубь поверхностей и равномерно распределяют дезинфицирующее средство на всю поверхность;
исключается участие персонала из процесса обработки. Используемый дезинфицирующий препарат на основе пероксида водорода распадается на кислород и воду.

Большое внимание уделяется предотвращению заноса инфекции, поэтому всем посетителям и пациентам, персоналу РДФ предлагается проводить гигиеническую обработку рук, для чего имеются установки с кожным антисептиком.

В операционных и родильных залах установлены безконтактные диспенсеры, где подача кожного антисептика осуществляется без прикосновений к деталям системы, что полностью защищает от перекрестного заражения.

Согласно программе производственного контроля ежемесячно проводятся лабораторные и инструментальные исследования:

  • контроль за проведением текущей и заключительной дезинфекции: взятие смывов с инвентаря, оборудования, инструментария, рук медицинского персонала.
  • контроль за работой бактерицидных установок и рециркуляторов: посевы воздуха
  • контроль материала и инструментария на стерильность.
  • контроль за эффективностью работы стерилизующей аппаратуры.
  • контроль за качеством предстерилизационной обработки инструментария проводится ежедневно;

Ежегодно проводится обязательная диспансеризация и лабораторное обследование всех сотрудников РДФ. Строгое соблюдение графика вакцинации персоналом предотвращает риск заражения гепатитом А, В, дифтерией, корью, брюшным тифом, гриппом.

Мы прилагаем все усилия для того чтобы наши пациенты получали в РДФ только медицинскую высококвалифицированную помощь в условиях соблюдения всех требований санитарно-эпидемиологического режима.


Воронина О.И.

Другие статьи